Структура программы
1. Целевойразделпрограммы. Пояснительнаязаписка.
1.1 Актуальность программы
1.2 Цели и задачи реализации Программы.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
1.4 Возраст детей, на которых рассчитана программа
1.5 Обоснование выбора содержания программы
1.6 Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
1.7Литература.
2. Организационный раздел.
2.1. Тематический план младшей группы
2.2. Тематический план старшей группы
2.3. Тематический план подготовительной к школе группы
Приложение №1
«Перспективный план по художественно-эстетическому развитию» младшая группа
Приложение №2
« Перспективный план по художественно-эстетическому развитию» подготовительная к школе группа
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художник-волшебник» разработана на основе парциальной программы для детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» Лыковой И.А. ,образовательной программы МКДОУ «Детский сад №19 «Родничок» в соответствии ФОП, с учетом основных нормативных документов:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральный закон от 31.07.2020г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
· Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028)
· Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 629 от 27.07.2022 г.
· Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1115 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
· Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования»
· Устав МКДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», утвержденный постановлением администрации Левокумского муниципального округа № 46 от 24.12.2020 года.
1.1. Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.
Задачи:
· Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
· Развивать мелкую моторику рук;
· Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
· Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
· Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;
· Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими техниками рисования:
«пальчиковая живопись» (краска наносится пальцем, ладошкой);
монотипия;
рисование свечой;
рисование по мокрой бумаге;
рисование путем разбрызгивание краски;
оттиски штампов различных видов;
«точечный рисунок»;
батик (узелковая техника);
граттаж;
кляксография (выдувание трубочкой, рисование от пятна);
рисование жесткой кистью (тычок);
рисование на полиэтиленовой пленке.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
1. Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
2. Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе НОД не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание.)
3. Принцип систематичности и последовательности обучения. Устанавливать взаимосвязи. Взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности. Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации. Подходить к каждому ребенку как к личности, темп, уровень сложности определять строго для каждого ребенка.
6.Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущую роль в обучении играет педагог, в роли советчика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения знаний может становиться в позицию ученика, учителя.
7. Принцип связи с жизнью. Устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналогии в реальной жизни, окружающей среде, в существующих отношениях вещей и материи.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
личностно-ориентированный, обеспечивающий приобщение детей к общечеловеческим ценностям, открытое образовательное пространство ДОУ, осуществление психолого-педагогическое сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе.
Системно-деятельностный подход, предусматривающий организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно- деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
гуманитарный подход, ориентированный на обращение к потребностям ребенка и высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному поселку, к Отечеству.
Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.4. Возраст детей, на которых рассчитана программа
Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на один год. Она охватывает: младшую группу – дети от 3 до 4 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Периодичность занятий в младшей группе – один раз в неделю в первую половину дня, в подготовительной к школе группе – один раз в две недели. Длительность занятий -15 минут в младшей группе, и 30 минут в подготовительной к школе группе. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
Форма организации детей на занятии: групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
1.5. Обоснование выбора содержания программы
Парциальная образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Художник -волшебник» для детей 3-7 лет имеет художественную направленность.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).
Главное на занятиях кружка «Художник-волшебник » – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…
Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образовательный процесс.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художник-волшебник» ежегодно обновляется с учетом развития технологий, науки и культуры, экономики и социальной сферы.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми парциальной образовательной программы
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков.
Разделы |
Уровни развития |
Средний |
Высокий |
Техника работы с материалами |
Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. |
Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. |
Предметное и сюжетное изображение |
Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. |
Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. |
Декоративная деятельность |
Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. |
Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. |
Расписание занятий на 2024– 2025 учебный год
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА |
День недели |
Название дополнительной программы |
Время проведения |
Ф.И.О. воспитателя |
Количество детей |
Среда |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Художник-Волшебник» |
9.40 – 9.40-10.10
(один раз в две недели) |
Тяпченко О.А. |
5 человек |
МЛАДШАЯ ГРУППА |
Пятница |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Художник-Волшебник» |
9.00 - 9.15 |
Тяпченко О.А. |
5 человек |
Группа |
Количество занятий и часов |
Количество часов по темам в год |
|
В месяц |
В год |
|
Младшая |
4 (1 час) |
33 (8 ч 25 мин) |
Декоративное рисование -2 ч 15 мин
Предметное рисование – 2 ч 45мин
Нетрадиционное рисование – 3ч 25мин |
Подготовительная к школе |
2 (1 час) |
19 (9 ч 50мин) |
Декоративное рисование -2ч 30мин Сюжетное рисование—2ч 30мин
Нетрадиционное рисование – 4ч 50мин |
Ожидаемый результат
После прохождения курса обучения, дети научатся:
- Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Система оценки результатов освоения Программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественного направления «Художник- Волшебник» предполагает оценку индивидуальных творческих способностей детей. Такая оценка проводится руководителем кружка (воспитателем) в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития творческих способностей дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за детьми в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карта наблюдений развития изобразительных способностей детей старшей группы, позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития творческих способностей каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений при создании коллективных работ и пр.);
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение
- планировать и организовывать свою деятельность в ходе реализации задач дополнительной программы «Художник-Волшебник»);
- художественной деятельности
Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:
- поддержки одаренных детей и детей, проявляющих творческие способности.
Литература
1. И.А.Лыкова Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- -М., Карапуз- Дидактика, 2009.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. -М., Карапуз- Дидактика, 2018.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. -М., Карапуз- Дидактика, 2018.
5. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 2007 №2 с. 32-38. 6.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 2006 №2.с. 28-33.
7.Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду .2008. №5 с. 43-45.
9. Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: Мозаика-Синтез, 2016. 10.Интернет ресурсы: сайт МААМ ; Инфоурок; Дошколенок
Тематический план младшей группы
Сентябрь – «Солнышко лучистое» «Матрешка», «Веселые мухоморы», «Веселые мухоморы» (2-е занятие)
Октябрь– «Ягоды и яблочки», «Птичка клюют ягоды», «Осеннее дерево», «Рябина»
Ноябрь–« Дождик чаще кап, кап, кап», «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…», «Мои любимые животные», «Укрась платочек»
Декабрь– «Снежинка», «Веселый снеговик», «Украсим ёлочку».
Январь–« Мои рукавички», «Свитер для моих друзей», «Два петушка сорятся», «Зажигаем огоньки».
Февраль– «Животные зимой», « К нам приехал цирк», « Кораблик в море», «Дерево в инее».
Март – «Мимоза для мамы», «Нарисуй воздушные шары и укрась их», «Цыплята», «Жили у бабуси два веселых гуся»
Апрель – «Укрась свитер», «Волшебные картинки», «Божьи коровки на лужайке», «По замыслу»
Май – «Веселая полянка», «Весеннее солнышко», «Бабочки», «Мои игрушки»
Тематический план подготовительной к школе группы
Сентябрь –«Красивый букет» (Печатание растений), «Загадки» (Ниткография)
Октябрь – «Осень» (мягкая роспись по ткани); «Домик» (печатание), «Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись)
Ноябрь – «Ёжик» (метод тычка); «Пейзаж» (натюрморт).
Декабрь – «Узоры на окнах» (раздувание капли);
Январь – «Новые игрушки» (кубизм); «Мой сон» (работа со знакомыми техниками).
Февраль – «На что похоже?» (монотипия); «Музыка» (пальцевая живопись).
Март – «Облака» (рисование по сырому); «По замыслу» (совместное рисование).
Апрель – «Оранжевая песенка» (линогравюра); «Цветик – семицветик» (освоение цветовой гаммы).
Май – «Сирень» (совмещение техник); «Цветочная поляна» (рисование металлическими крышками от бутылок).
Приложение № 1
Учебно-тематический план для детей 3 - 4 лет (младшая группа)
№ |
Тема ОД |
Программное содержание |
Оборудование |
СЕНТЯБРЬ |
1 |
Оттиск печатками из картофеля
«Солнышко лучистое». |
Упражнять в технике печатания. Закрепить понятие «лучик». Учить рисовать лучики, применяя технику печатания. Развивать цветовое восприятие.
|
Индивидуальный лист (или ватманский лист) с желтым кругом в середине, желтая, оранжевая, красная, гуашь в мисочках, рисунки с изображением солнышка.
|
2 |
Раскрашивание
«Матрешка» |
Учить детей раскрашиванию, не выходя за контур рисунка. Развивать чувство композиции, умение раскрашивать, не выходя за контур рисунка. |
Листы с изображением матрешки, краска
разных цветов, кисть. |
3 |
Рисование пальчиками
«Веселые мухоморы» |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать |
Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисть, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов |
4 |
Рисование пальчиками
«Веселые мухоморы»
(2-е занятие) |
Закрепить навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками (или кисточками на ватмане). Учить украшать работу сухими листьями (создание элементарного коллажа). |
Листы формата А4 голубого и серого цвета или ватманский лист, зеленая гуашь в мисочках, кисти, сухие листья, салфетки . |
ОКТЯБРЬ |
1 |
Оттиск пробкой, печаткой из картофеля
«Ягоды и яблочки» |
Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Учить рисовать ягоды и яблочки, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать
чувство композиции |
Круг из тонированной бумаги, гуашь в мисочках желтого, красного, фиолетового, зеленого цветов, различной печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи |
2 |
Рисование пальчиками, оттиск пробкой
«Птички клюют ягоды» |
Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность |
Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки из старых книг и журналов,
рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки |
3 |
Рисование пальчиками, кистью.
«Осеннее дерево» |
Учить рисовать ствол дерева и ветки, используя кисть разной толщины, рисовать пальчиками. Развивать эстетические чувства. |
Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь; красная, желтая гуашь в мисочках. Репродукции картин художника Шишкина.
|
4 |
Рисование пальчиками
«Рябина» |
Учить рисовать на ветках ягодки (пальчиками) и листья (приманиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. |
Квадратный лист бумаги с нарисованный веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины.
|
НОЯБРЬ |
1 |
Рисование в атными палочками
«Дождик чаще кап, кап ,кап» |
Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Листы с наклеенными на них тучками, гуашь синего цвета, ватные палочки. |
2 |
Рисование тычком
жёсткой кистью
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…»
|
Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом тычок жёсткой кистью. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком |
Альбомные листы, гуашь серая, коричневая, жесткие кисти. |
3 |
Тычок жесткой полусухой кистью.
«Мои любимые домашние животные». |
Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик), жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных.
|
4 |
Рисование пальчиками, кистью
«Укрась платочек» |
Учить украшать платочек простым узором, рисование пальчиками и способом примакивания. Развивать чувство композиции и ритма.
|
Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации.
|
ДЕКАБРЬ |
1 |
Рисование ватными палочками
«Снежинка» |
Закреплять технику и навык рисования ватными палочками. Продолжать учить ритмичному нанесению отпечатков ватными палочками. |
Белый лист круглой формы с контурным изображением снежинки.
Ватные палочки. Блюдца с гуашью. |
2 |
Тампонирован ие
«Веселый снеговик» |
Познакомить детей с новой техникой рисова- ния - тампонированием.
Учить аккуратно, набирать краску. Развивать эстетический вкус. |
Силуэт снеговика на листе голубого цвета А4, гуашь белая, тампоны из губки |
3 |
Рисование пальчиками
«Украсим елочку» |
Закрепить технику рисования пальчиком; учить сочетать знакомые цвета красок. |
Плоскостные фигурки елки из картона. Гуашь разного цвета. |
ЯНВАРЬ |
1 |
Рисование пальчиками
«Мои рукавички» |
Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Составлять узор, развивать фантазию, воспитывать
аккуратность. |
Вырезанные из бумаги рукавички , пальчиковые краски, салфетки. |
2 |
Рисование ватными палочками
«Свитер для моих друзей» |
Закреплять технику и навык рисования ватными палочками.
Продолжать учить ритмичному нанесению отпечатков ватными палочками. |
Две куклы – мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
3 |
Рисование ладошкой
«Два петушка ссорятся» |
Развивать умение и навыки делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушка). Развивать воображение, творчество. |
Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, кисть, игрушка петушок. |
4 |
Рисование пальчиками
«Зажигаем огоньки» |
Учить наносить яркие мазки на темный фон. Развивать цветовосприятие, эстетические чувства. |
Тонированный лист бумаги формата А4 (темных цветов), иллюстрированные картинка. |
ФЕВРАЛЬ |
1 |
Рисование техникой тычка, пальчиками.
«Животные зимой» |
Развивать умение в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью, пальчиками, не выходить за контур. Развивать чувство композиции, творчество. |
Лист тонированной бумаги формата А4 с нарисованным силуэтом животных, гуашь белого, оранжевого, коричневого, зеленого цвета, салфетки. |
2 |
Рисование пальчиками
«К нам приехал цирк» |
Закрепить умение рисовать пальчиками круги разной формы и величины. Закрепить навыки наклеивания силуэт клоуна. Развивать интерес художественному творчеству. Воспитывать аккуратность. |
Лист формата А4, силуэт клоуна, гуашь, кисти для рисования, клей, кисти для клея, салфетки, клеенки. |
3 |
Черный маркер и акварель.
«Кораблик в море»
|
Учить рисовать кораблик, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.
|
Лист А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, иллюстрации.
|
4 |
Рисование
«Дерево в инее» |
Учить изображать иней кончиком кисти на ветках дерева, используя «манную» краску. Закреплять навык работы кистью, умение изобра-жать дерево с помощью ватной палочки. Развивать моторику рук, внимание, ориентировку на листе, точность движений, творчество. Воспитывать чувство красоты, желание помочь - украсить дерево. |
«Манная» краска, клей ПВА, (манка), гуашь коричневая, кисть, ватная палочка, салфетка, альбомный лист в синих тонах, образец, картины деревьев в инее, |
МАРТ |
1 |
Рисование пальчиками
«Мимоза для мамы» |
Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания, воспитывать аккуратность. |
Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, вырезанные листья мимозы, салфетки (4на4), гуашь желтого цвета в мисочках, клей, кисти, салфетки целые, мимоза.
|
2 |
Рисование печаткой из картофеля
«Нарисуй воздушные шары и укрась их».
|
Учить рисовать предметы овальной формы, закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Развивать чувство композиции |
Лист бумаги формата А4, с нарисованными овалами для обведения, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шары удлиненной формы. |
3 |
Комкание бумаги или обрывание
«Цыплята» |
Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали гуашью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции.
|
Лист А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые и половинки (для головы и туловища), клей, черный маркер, гуашь, шапочки цыплят для игры, иллюстрации.
|
4 |
Рисование ладошкой
«Жили у бабуси, два веселых гуся» |
Продолжать учить использовать ладонь как изобразительное средство: окрашивать ее краской и делать отпечаток (большой пальчик смотрит вверх, остальные в сторону). Закрепить умение дополнять изображение деталями.
|
Озеро, нарисованное на большом листе бумаги формата А4 синего цвета, белая, серая, зеленая гуашь, кисти, красный и черный маркеры для дорисовывания деталей. |
АПРЕЛЬ |
1 |
Тычок жесткой кистью, печатание печатками.
«Укрась свитер» |
Совершенствовать умение в данных техниках. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.
|
Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь в мисочках, печатки, кукла и мишка для игровой ситуации.
|
2 |
Рисование свечой
«Веселые картинки» |
Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесенной свечой рисунком и аккуратно закрашивает ее.
|
Свеча, гуашь синего цвета, листы плотной бумаги, пол-листа бумаги формата А4 уже нанесенными свечой рисунками.
|
3 |
Рисование пальчиками
«Божьи коровки на лужайке» |
Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность).
|
Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога.
|
4 |
Различные техники
«По замыслу» |
Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
|
Все имеющиеся в наличии.
|
МАЙ |
1 |
Рисование ладошкой, пальчиками
«Веселая полянка» |
Упражнять в технике печатания ладошкой. Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность листа, дополнять рисунок одуванчиками желтого и белого цвета пальчиковым рисованием. Развивать цветовосприятие, творчество.
|
Ватманский лист, темно- и светло-зеленая гуашь (можно налить в блюдце), гуашь желтого, белого цвета, кисти, салфетки.
|
2 |
Рисование ладошками. Пальчиками
«Весеннее солнышко» |
Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую), кистью прямо на ладошке.
|
Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисть, иллюстрации |
3 |
Рисование ладошкой, пальчиками
«Бабочки» |
Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой. Закреплять умение создавать композицию, дорисовывать травку пальчиками. Развивать чувство цвета, творчество, аккуратность в выполнении работы.
|
Лист формата А4 тонированный зеленым цветом, кисть, гуашь, салфетки. |
4 |
Рисование пальчиками, кистью
«Мои игрушки» |
Упражнять в рисовании предметов круглой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы с помощью кисточки. Развивать чувство композиции.
|
Лист формата А4, гуашь, кисти, мячи и неваляшки, два медвежонка для игровой ситуации. |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Учебно-тематический план для детей 6 - 7 лет (подготовительная к школе группа)
№ |
Тема ОД |
Программное содержание |
Оборудование |
СЕНТЯБРЬ |
1 |
«Красивый букет»
(Печатание растений) |
Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию,
воображение. Воспитывать аккуратность. |
Засушенные листья, краска, кисти, бумага. |
2 |
«Загадки» (Ниткография) |
Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения
рук. |
Нитки №10, цветная тушь или гуашь, белая бумага. |
ОКТЯБРЬ |
1 |
«Осень»
(Мягкая роспись по ткани) |
Развивать художественное восприятие.
Обогатить изобразительный опыт ребёнка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Воспитывать аккуратность. |
Белая ткань, тазик с водой, кисть, гуашь, клеёнка. |
2 |
«Домик»
(Печатание) |
Развивать координацию движений рук, мелкую моторику.
Продолжать учить получать изображение печатанием.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага, гуашь, кусочки поролона, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого) |
3 |
«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись» |
Развивать ритмичность движений.
Продолжать учить детей рисовать пальчиками.
Воспитывать чувство сопереживания. |
Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги, банки с водой, салфетки матерчатые и бумажные (на каждого) |
НОЯБРЬ |
1 |
«Ёжик»
(Метод тычка) |
Развивать эмоционально-чувственное восприятие, моторику рук. Закреплять умение применять в изодеятельности метод «тычка». Воспитывать отзывчивость, самостоятельность. |
Бумага, гуашь, жесткие кисти, подставки для кистей, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой. |
2 |
«Пейзаж»
(Натюрморт) |
Развивать интерес к рисованию, положительные эмоции, цвето и формовосприятие, чувство композиции. Расширять представления о разных техниках рисования.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
Ткань, гуашь разного цвета, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой. |
ДЕКАБРЬ |
1 |
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) |
Познакомить детей с техникой «Раздувание капли», учить ею активно пользоваться.
Воспитывать эстетический вкус, активность, самостоятельность. |
Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой. |
ЯНВАРЬ |
1 |
«Новые игрушки» (Кубизм) |
Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм,
подбирая цветовую гамму. |
Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки |
2 |
«Мой сон»
(Работа со знакомыми техниками) |
Развивать творческие способности, воображение.
Учить детей передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения. |
Краска, бумага, кисти, клей, печать-клише, нитки, мыльная пена |
ФЕВРАЛЬ |
1 |
«Облака»
(Рисование по сырому фону) |
Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность движений, формо и цветовосприятие. Помочь детям в создании выразительного образа. Закрепить умение рисовать в технике по сырому. Воспитание эмоцио-нальной отзывчивости. |
Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон, салфет-ки матерчатые и бумажные, банки с водой. |
2 |
«Звездное небо» (Фотокопия) |
Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка.
Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования |
Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. |
МАРТ |
1 |
«На что похоже?» (Техника монотипии) |
Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение.
Продолжать развивать интерес к рисованию |
Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов,
тряпочки |
2 |
«По замыслу» (Совместное рисование) |
Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. |
Карандаши, листы бумаги |
АПРЕЛЬ |
1 |
«Оранжевая песенка» (Линогравюра) |
Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук. Учить использовать разнообразные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус. |
Оранжевая гуашь, силуэты: солнца, людей, деревьев, кусочек поролона, листы бумаги, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой. |
2 |
«Цветик-семицветик» (Освоение цветовой гаммы) |
Развивать чувствительность к цвету, художественное восприятие. Использовать цвет для передачи чувств. Учить рисовать, используя краски всей цветовой гаммы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус. |
Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки
матерчатые и бумажные, банки с водой. |
МАЙ |
1 |
«Сирень»
(Совмещение техник) |
Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник. Развивать художественное восприятие. Воспитывать эмоциональную отзывчи-вость, художественный вкус |
Тонированная бумага,
гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев), ватные палочки. |
2 |
«Цветочная поляна»
(Рисование металлическими крышками от бутылок). |
Развивать наглядно-образное мышление, художест-венное восприятие. Познакомить с техникой рисования металлическими крышками от бутылок. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки. |
Бумага зелёного цвета, металлические крышки от бутылок, гуашь, салфетки матерчатые и бумажные, банки с водой. |