ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 19 «РОДНИЧОК» пос. Заря ТЯПЧЕНКО ОЛЬГИ АЛЕКСЕЕВНЫ.
|
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по оВ.В. Журавлева, заведующий кафедрой дошкольного образования СКИРО ПК и ПРО, кандидат педагогических наук, доцент А.А. Чуприна, доцент кафедры дошкольного образования СКИРО ПК и ПРО, кандидат философских наук 1. Особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. ФГОС ДО определяет основные принципы, цели и задачи дошкольного образования. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» внесены изменения в ФГОС ДО: - конкретизировано содержание образовательных областей; - дополнены виды детской деятельности; - представлены ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки; - целевые ориентиры дошкольного образования представлены тремя блоками: Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте; Целевые ориентиры образования в раннем возрасте; Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28.12.2022 г. №71847) в профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования введен нормативный правовой акт, определяющий содержание дошкольного образования - Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП ДО). ФОП ДО имеет статус нормативного документа (разработана в соответствии с ФГОС ДО) и является обязательной к исполнению; определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО; определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста; является основой для самостоятельной разработки и утверждения образовательной программы ДО. В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 24 сентября 2022 №2 273-ФЗ), «... образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования». 2. Рекомендации по разработке части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования В соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 2.9) образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ЧФУ). Объем обязательной части Программы должен соответствовать ФОП ДО и быть не менее 60% от общего объема Программы; объем части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (п. 2.10 ФГОС ДО). Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (п. 2.5 ФГОС ДО). Согласно п. 2.2. ФГОС ДО, структурные подразделения в одной ДОО могут реализовывать разные Программы. ЧФУ Программ структурных подразделений ДОО будут раскрывать особенности образовательного процесса в каждом из них. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, согласно ФГОС ДО (пп.: 2.9; 2.10; 2.11): - составляет не более 40% от всего объема Программы; - является необходимой с точки зрения реализации требований ФГОС ДО; - дополняет обязательную часть Программы; - является частью каждого раздела Программы; - разрабатывается непосредственно ДОО с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся. К ее разработке могут быть привлечены родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и другие заинтересованные лица; - удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности обучающихся ДОО; - при использовании парциальных программ (одной или комплекса программ) содержит информацию о них; - содержит региональный компонент, отражает этнокультурную ситуацию, специфику национальных, культурных, климатических, материально-технических, социальных условий, в которых решаются педагогические задачи; - обеспечивает вариативность образовательного процесса в конкретной ДОО, учет индивидуальных потребностей и возможностей, в том числе в части коррекционной работы, с детьми с ОВЗ. Варианты наполнения части, формируемой участниками образовательных отношений: Первый вариант ЧФУ образовательной программы ДО может быть представлен одной или несколькими парциальными программами, выбранными участниками образовательных отношений и соответствующими ФГОС ДО. В ДОО может быть одна парциальная программа для всех возрастных групп или разные парциальные программы для каждой из возрастных категорий обучающихся. Для конструирования ЧФУ могут быть использованы парциальные программы, широко представленные в образовательной практике; парциальные программы, разработанные участниками образовательных отношений конкретной ДОО; парциальные программы, которые реализуются ДОО в рамках экс- периментального/пилотного проекта. Второй вариант ЧФУ образовательной программы ДО может быть представлен одной или несколькими образовательными задачами, расширяющими или дополняющими обозначенные в ФОП ДО задачи обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего или дошкольного возрастов. Структурные подразделения в одной образовательной организации могут одновременно реализовывать один или несколько вариантов наполнения ЧФУ. Лабораторией дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» разработан Конструктор образовательных программ дошкольного образования (https://xn--d1alalecbmcglcl.xn--p1ai/). Умный виртуальный помощник позволяет сконструировать образовательную программу ДО, состоящую из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. На финальном этапе конструирования осуществляется генерация итогового документа в формате Word с возможностью его сохранения и скачивания. В соответствии с п. 2.5. ФГОС ДО образовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. Таким образом, выбор и утверждение содержания части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, определение ее соответствия ФГОС ДО отнесено к компетенции Организации. 3. Рекомендации по разработке и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы ДОО (с учетом ФРПВ и ФКПВР) В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», вступил в силу с 01 сентября 2020 г.) в структуру образовательной программы включены рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Самостоятельность образовательных организаций в разработке рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, а также ответственность за реализацию их содержания определена Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ч.1 ст.12.1, ч.7 ст.28.7 ФЗ-273). Целевой и содержательный разделы рабочей программы воспитания (Программы воспитания) должны соответствовать ФОП ДО. Содержательный раздел Программы воспитания должен включать следующие характеристики: уклад ДОО, воспитывающая среда Организации, общности ДОО, особенности работы с родителями, организация событий в ДОО, совместная деятельность в образовательных ситуациях, предметно-пространственная среда Организации, социальное партнерство ДОО. Программа воспитания наряду с обязательной частью (ФРПВ) должна включать часть, формируемую участниками образовательных отношений, в рамках которой определяется то содержание, те формы, методы работы, которые будут реализовываться в конкретной ДОО. В ФОП ДО представлен Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО, а не обязательный. Согласно п. 36.2. ФОП ДО, «ДОО вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей». Таким образом, при разработке календарного плана воспитательной работы совсем не обязательно планировать все мероприятия, обозначенные в федеральном календарном плане воспитательной работы. В п. 29.4.2 ФОП ДО «Нормативно-методическое обеспечение» обозначено, что «... для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется использовать практическое руководство «Воспитателю о воспитании», представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе «ин- ститутвоспитания.рф». Практическое руководство, разработанное авторским коллективом ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Лыкова И.А., Теплова А.Б., Родина Н.М. и др.) «Воспитателю о воспитании» представляет педагогическую модель, которая призвана помочь руководителям и воспитателям ДОО компетентно организовать воспитательную работу, направленную на приобщение детей к ценностям российского общества. «Практическое руководство» предлагает педагогу инвариантное содержание воспитательной работы для успешной реализации Программы воспитания в условиях вариативного дошкольного образования. Это означает, что «Практическое руководство» описывает универсальный воспитательный контент и предусматривает бесконечное разнообразие вариантов его реализации с учетом особенностей региона (природно-климатических, социокультурных, экономических и др.), специфики конкретной образовательной организации, профессиональных компетенций и личностных качеств педагога. Предлагаемая педагогическая модель носит открытый характер, что предполагает возможность ее «наполнения», уточнения, расширения, изменения педагогами- практиками. 4. Реализация санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей в дошкольном образовании Содержание образовательных программ дошкольного образования реализуется в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2) и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28). В соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, занятия при реализации образовательных программ дошкольного образования должны начинаться не ранее 8.00 и заканчиваться не позднее 17.00 (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Продолжительность занятия составляет не более: - 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; - 15 мин. для детей от 3 до 4 лет; - 20 мин. для детей от 4 до 5 лет; - 25 мин. для детей от 5 до 6 лет; - 30 минут для детей от 6 до 7 лет. Также следует учитывать, что продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста должна быть не более: - 20 мин. для детей от 1,5 до 3 лет; - 30 мин. для детей от 3 до 4 лет; - 40 мин. для детей от 4 до 5 лет; - 50 или 75 мин. (при организации 1 занятия после дневного сна) для детей от 5 до 6 лет; - 90 минут для детей от 6 до 7 лет. Продолжительность перерывов между занятиями должна составлять не менее 10 мин. Продолжительность использования ЭСО при работе с детьми 5-7 лет составляет не более 5 мин. (интерактивная панель) и 7 мин. (интерактивная доска). При этом суммарно в день допускается не более 10 и 20 мин. соответственно. Персональный компьютер, ноутбук, планшет могут быть использованы в работе с детьми 6-7 лет (таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21). Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20). Количество детей в группах дошкольной организации определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 м. на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м. на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 дет должна составлять не менее 1,8 м. на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2,0 м. на ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 3.1.1 СП 2.4.3648-20). 5. Рекомендации по организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста (до 3-х лет) В соответствии с ФГОС ДО специфика раннего детства и возрастные особенности образования детей от двух месяцев до трех лет (необязательность первого уровня образования в Российской Федерации, большой диапазон вариантов развития детей этого возраста, гибкость и пластичность развития каждого конкретного ребенка и др.) делают неправомерными требования безусловного достижения ребенком младенческого и раннего возраста конкретных образовательных результатов. Поэтому результаты освоения Программы формулируются в виде целевых ориентиров образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу раннего детства. Образовательная деятельность с детьми раннего возраста включает: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО (п. 24.1 ФОП ДО). Содержание образовательных областей при работе с детьми раннего возраста может реализовываться в различных видах деятельности: ... предметная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные игры); игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения) ... (п. 2.7 ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО, педагог может использовать различные формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей. Предметная деятельность является основой познавательно-исследовательской деятельности и создает условия для возникновения игровой деятельности. Она направлена на овладение предметно-орудийными действиями, усвоение свойств предметов (величина, форма, цвет, движение и другие), пространственных отношений (далеко, близко), части и целого и другие. Ребенок овладевает предметно-орудийными действиями при помощи взрослого, выполняя манипулятивные действия с предметами. Экспериментирование в раннем возрасте организуется с материалами и веществами (песок, вода, тесто); в дошкольном - развивается активная познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование. В раннем возрасте развитие ребенка осуществляется в процессе ситуативно-делового общения со взрослым и эмоционально-практического со сверстниками, которое реализуется под руководством взрослого. Игровая деятельность возникает в конце раннего возраста в форме отобразительной, сюжетно-отобразительной игры, игры с дидактическими игрушками. Педагог мотивирует ребенка к воспроизведению отдельных простых событий повседневной жизни с помощью предметов-заместителей (кубиков, палочек, лоскутов ткани, коробок разного размера и других безопасных и многофункциональных предметов). В дошкольном возрасте организуются разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительно-конструктивные, дидактические, подвижные. Игровая деятельность меняется на протяжении дошкольного детства. С возрастом усложняются сюжет и содержание игры, способы ее построения (от цепочки условных действий с предметами игра переходит к передаче цепочки специфических ролевых взаимодействий, а затем к последовательным разнообразным событиям); формы организации (от индивидуальных игр - к играм рядом и совместной деятельности); продолжительность игры (от нескольких минут до нескольких дней); состав играющих детей (от двух до пяти-семи детей). Именно эти изменения следует учитывать педагогу, определяя способы организации игровой деятельности. Речевая деятельность изменяется в соответствии с возрастом ребенка: в младенческом возрасте он осваивает слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова; в раннем возрасте формируется понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, развивается активная речь; в дошкольном возрасте - слушание речи взрослого и сверстников, развивается активная диалогическая и монологическая речь. В раннем возрасте организуется изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; в дошкольном - рисование, лепка, аппликация и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка. Элементарная трудовая деятельность в раннем возрасте организуется в форме самообслуживания, выполнения детьми простых трудовых действий (ребенок убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое). В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми видами труда: самообслуживанием, хозяйственно-бытовым, в природе, ручным. В музыкальной деятельности ребенок раннего возраста осваивает слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения. В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность. Она способствует развитию познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти и других), активному освоению языка, нового отношения к миру предметов. Под влиянием предметной деятельности развиваются общение, игра, сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и другое. Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит деловому общению. Для поддержки всех видов детской деятельности в разные возрастные периоды дошкольного детства можно рекомендовать педагогу: наблюдать за деятельностью детей для выявления круга их интересов и потребностей с целью адресного выбора вида и формы организации деятельности, ее содержания и способов реализации; расширять свои представления и представления родителей детей об особенностях, возможностях и развивающем потенциале разных видов детской деятельности; поддерживать самостоятельную детскую деятельность через организацию развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в условиях ДОО и давать рекомендации родителям детей по ее организации в домашних условиях. Следует отметить, что планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО. Обозначенные в ФОП ДО возрастные ориентиры «к одному году», «к трем годам» и так далее имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребёнком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров. Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть констатированы как трудности ребёнка в освоении образовательной программы ДОО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу. Формирование финансовой грамотности регламентировано новой Стратегией повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ в октябре прошлого года (от 24 октября 2023 г. № 2958-р). Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан. В рамках реализации Стратегии ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, определяет качество использования гражданами финансовой грамотности. Дошкольник, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономическую жизнь семьи: ходит с родителями в магазины, сталкивается с рекламой, понимает, что родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и оплачивать услуги. Основной задачей в области формирования предпосылок финансовой грамотности является экономическая социализация личности дошкольника, которая закладывает основы базисных качеств экономической деятельности людей, выражающиеся в понятиях: «трудолюбие», «бережливость», «экономность», «рациональность», «деловитость». Задача педагога ДОО - способствовать формированию элементарных понятий в области финансовой грамотности в максимально доступной и увлекательной для детей форме. Успех формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В практической работе педагога ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности целесообразно использовать интерактивные миниспектакли, в процессе подготовки которых происходит обучение через знакомство с увлекательными историями и забавными сказочными персонажами, так же, как и дети, изучающими окружающий мир. Веселые постановки учат рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, активизируют познавательные процессы (память, наблюдательность, внимание, мышление, речь), вырабатывают дисциплинированность, усидчивость. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребенок легко усваивает основные математические понятия и получает знания, которые выступают предпосылками формирования его финансовой культуры. В целях формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать в практической работе педагога ДОО материалы издательства «Просвещение-Союз» из серии «Лидер детства». Так, Рабочая программа с методическими рекомендациями для педагогов «Финансовая грамотность» (авторы: Марина Кинеева и Вероника Кузина) поможет педагогам организовать знакомство детей с экономикой и финансами, а также заинтересует родителей воспитанников. В пособии для детей 5 -7 лет «Финансовая грамотность» (авторы: Марина Кинеева и Вероника Кузина) представлены занятия в увлекательной форме, которые направлены на развитие у дошкольников правильных финансовых привычек и осознанного отношения к деньгам, а также методические материалы по ознакомлению с профессией предпринимателя и подготовке дошкольником своего первого предпринимательского проекта, что и формирует предпосылки финансовой грамотности дошкольников. Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если к этому процессу активно приобщаются родители. Следовательно, при включении экономического воспитания в образовательную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусматривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддерживать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО. . Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Нормативные документы Периодические издания 1. Абашина В.В., Урбанова Е.С. Внутренняя система оценки качества образования в ДОО: критерии эффективности / В.В. Абашина, Е.С. Урбанова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2021. №1. С.16-24. 2. Козлова С.А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста / С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2020. № 2. С. 4-9. 3. Кочетова Т.В. Современные технологии в работе с детьми раннего возраста / Т.В. Кочетова, С.В. Павлюкова // Инновационные подходы в современной науке: сборник статей по материалам LXXX международной научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Интернаука», 2020. С. 22-27. 4. Ушакова О.С. Научные основы воспитания дошкольника: традиции и перспективы / О.С. Ушакова // Воспитательная работа в образовательной организации: состояние, проблемы, перспективы развития: сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 25-26 ноября 2020 года. М.: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. С. 35-40. Электронные обучающие материалы 1. Методические рекомендации по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/ 5633/. 2. Диагностическая карта соответствия основной образовательной про граммы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе. - URL: https://docs.edu. gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31 a077fd2a6e226/download/ 5634/. 3. Медиапрезентация «Федеральная основная образовательная программа дошкольного образования». - URL: https://docs.edu. gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31 a077fd2a6e226/download/ 5657. 4. Практическое руководство «Воспитателю о воспитании». - URL: https: //xn-- 80adrabb4ae gksdibafkQu. xn--p1 ai/pro grammy-vospitaniya/programmy- vospitaniva-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelvu-o-vospitanii. 5. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-13022Q23-n-tv- 41303-o-napravlenii. 1. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. - URL: https://edu.gov.ru/. - Текст: электронный. 2. КиберЛенинка: научная электронная библиотека: сайт. - URL: https://cvberleninka.ru. - Текст: электронный. 3. Консультант Плюс: справочная правовая система: сайт. - URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный. 4. Педагогическая библиотека: сайт. - URL: http://www.pedlib.ru. - Текст: электронный. 5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов: официальный сайт. - URL: https://fgos.ru/. - Текст: электронный. 7. Электронная библиотека: научная педагогическая электронная библиотека: сайт / Библиотека им. К.Д. Ушинского РАО. - URL: http://elib.gnpbu.ru/. - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. - Текст: электронный. 8. Электронная библиотека: сайт / Российская государственная библиотека. URL : https://www.rsl.ru/ Режим доступа : для зарегистрированных читателей РГБ. - Текст: электронный. 9. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - URL: http://elibrary.ru - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. - Текст: электронный. 2 ноября 2024 в 21:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.