ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ МКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 19 «РОДНИЧОК» пос. Заря ТЯПЧЕНКО ОЛЬГИ АЛЕКСЕЕВНЫ.

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по о

ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В.В. Журавлева, заведующий ка­федрой дошкольного образования СКИРО ПК и ПРО, кандидат педа­гогических наук, доцент А.А. Чуприна, доцент кафедры до­школьного образования СКИРО ПК и ПРО, кандидат философских наук

1. Особенности реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере обра­зования, возникающие при реализации образовательной программы дошколь­ного образования.

ФГОС ДО определяет основные принципы, цели и задачи дошкольного образования.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министер­ства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образова­тельных стандартов общего образования и образования обучающихся с огра­ниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллекту­альными нарушениями)» внесены изменения в ФГОС ДО:

- конкретизировано содержание образовательных областей;

- дополнены виды детской деятельности;

- представлены ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки;

- целевые ориентиры дошкольного образования представлены тремя бло­ками: Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте; Целевые ори­ентиры образования в раннем возрасте; Целевые ориентиры на этапе заверше­ния дошкольного образования.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 но­ября 2022 г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной про­граммы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 28.12.2022 г. №71847) в профессиональную деятель­ность педагогов дошкольного образования введен нормативный правовой акт,

определяющий содержание дошкольного образования - Федеральная образо­вательная программа дошкольного образования (далее - ФОП ДО).

ФОП ДО имеет статус нормативного документа (разработана в соответ­ствии с ФГОС ДО) и является обязательной к исполнению; определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО; определяет содер­жательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста; является основой для само­стоятельной разработки и утверждения образовательной программы ДО.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 24 сентября 2022 №2 273-ФЗ), «... образовательные программы дошкольного об­разования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государствен­ным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствую­щей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Со­держание и планируемые результаты разработанных образовательными орга­низациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования».

2. Рекомендации по разработке части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования

В соответствии с требованиями ФГОС ДО (п. 2.9) образовательная про­грамма дошкольного образования (далее Программа) должна состоять из обя­зательной части и части, формируемой участниками образовательных отноше­ний (ЧФУ).

Объем обязательной части Программы должен соответствовать ФОП ДО и быть не менее 60% от общего объема Программы; объем части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% (п. 2.10 ФГОС ДО).

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образователь­ных областях (п. 2.5 ФГОС ДО).

Согласно п. 2.2. ФГОС ДО, структурные подразделения в одной ДОО мо­гут реализовывать разные Программы. ЧФУ Программ структурных подразде­лений ДОО будут раскрывать особенности образовательного процесса в каж­дом из них.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, согласно ФГОС ДО (пп.: 2.9; 2.10; 2.11):

- составляет не более 40% от всего объема Программы;

- является необходимой с точки зрения реализации требований ФГОС

ДО;

- дополняет обязательную часть Программы;

- является частью каждого раздела Программы;

- разрабатывается непосредственно ДОО с учетом мнения родителей (за­конных представителей) обучающихся. К ее разработке могут быть привле­чены родители (законные представители) обучающихся, социальные партнеры и другие заинтересованные лица;

- удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности обучаю­щихся ДОО;

- при использовании парциальных программ (одной или комплекса про­грамм) содержит информацию о них;

- содержит региональный компонент, отражает этнокультурную ситуа­цию, специфику национальных, культурных, климатических, материально-тех­нических, социальных условий, в которых решаются педагогические задачи;

- обеспечивает вариативность образовательного процесса в конкретной ДОО, учет индивидуальных потребностей и возможностей, в том числе в части коррекционной работы, с детьми с ОВЗ.

Варианты наполнения части, формируемой участниками образователь­ных отношений:

Первый вариант ЧФУ образовательной программы ДО может быть пред­ставлен одной или несколькими парциальными программами, выбранными участниками образовательных отношений и соответствующими ФГОС ДО. В ДОО может быть одна парциальная программа для всех возрастных групп или разные парциальные программы для каждой из возрастных категорий обучаю­щихся. Для конструирования ЧФУ могут быть использованы парциальные про­граммы, широко представленные в образовательной практике; парциальные программы, разработанные участниками образовательных отношений конкрет­ной ДОО; парциальные программы, которые реализуются ДОО в рамках экс- периментального/пилотного проекта.

Второй вариант ЧФУ образовательной программы ДО может быть пред­ставлен одной или несколькими образовательными задачами, расширяющими или дополняющими обозначенные в ФОП ДО задачи обучения, воспитания и развития детей младенческого, раннего или дошкольного возрастов.

Структурные подразделения в одной образовательной организации могут одновременно реализовывать один или несколько вариантов наполнения ЧФУ.

Лабораторией дошкольного образования ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка» разработан Конструктор образовательных про­грамм дошкольного образования (https://xn--d1alalecbmcglcl.xn--p1ai/). Умный виртуальный помощник позволяет сконструировать образовательную про­грамму ДО, состоящую из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. На финальном этапе конструирова­ния осуществляется генерация итогового документа в формате Word с возмож­ностью его сохранения и скачивания.

В соответствии с п. 2.5. ФГОС ДО образовательная программа дошколь­ного образования разрабатывается и утверждается Организацией самостоя­тельно в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде

ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознако­миться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. Таким образом, выбор и утверждение содержания части образовательной про­граммы, формируемой участниками образовательных отношений, определение ее соответствия ФГОС ДО отнесено к компетенции Организации.

3. Рекомендации по разработке и реализации рабочей программы

воспитания, календарного плана воспитательной работы ДОО

(с учетом ФРПВ и ФКПВР)

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по во­просам воспитания (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О вне­сении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера­ции» по вопросам воспитания обучающихся», вступил в силу с 01 сентября 2020 г.) в структуру образовательной программы включены рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.

Самостоятельность образовательных организаций в разработке рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, а также ответственность за реализацию их содержания определена Федеральным зако­ном №273 «Об образовании в Российской Федерации» (ч.1 ст.12.1, ч.7 ст.28.7 ФЗ-273).

Целевой и содержательный разделы рабочей программы воспитания (Программы воспитания) должны соответствовать ФОП ДО. Содержательный раздел Программы воспитания должен включать следующие характеристики: уклад ДОО, воспитывающая среда Организации, общности ДОО, особенности работы с родителями, организация событий в ДОО, совместная деятельность в образовательных ситуациях, предметно-пространственная среда Организации, социальное партнерство ДОО.

Программа воспитания наряду с обязательной частью (ФРПВ) должна включать часть, формируемую участниками образовательных отношений, в рамках которой определяется то содержание, те формы, методы работы, кото­рые будут реализовываться в конкретной ДОО.

В ФОП ДО представлен Примерный перечень основных государствен­ных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитатель­ной работы в ДОО, а не обязательный. Согласно п. 36.2. ФОП ДО, «ДОО вправе наряду с Планом проводить иные мероприятия согласно Программе воспита­ния, по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей». Таким образом, при разработке календарного плана воспитательной ра­боты совсем не обязательно планировать все мероприятия, обозначенные в фе­деральном календарном плане воспитательной работы.

В п. 29.4.2 ФОП ДО «Нормативно-методическое обеспечение» обозна­чено, что «... для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется ис­пользовать практическое руководство «Воспитателю о воспитании»,

представленное в открытом доступе в электронной форме на платформе «ин- ститутвоспитания.рф».

Практическое руководство, разработанное авторским коллективом ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Лыкова И.А., Теплова А.Б., Родина Н.М. и др.) «Воспитателю о воспитании» представляет педагогическую модель, которая призвана помочь руководителям и воспитателям ДОО компетентно организовать воспитатель­ную работу, направленную на приобщение детей к ценностям российского об­щества.

«Практическое руководство» предлагает педагогу инвариантное содер­жание воспитательной работы для успешной реализации Программы воспита­ния в условиях вариативного дошкольного образования. Это означает, что «Практическое руководство» описывает универсальный воспитательный кон­тент и предусматривает бесконечное разнообразие вариантов его реализации с учетом особенностей региона (природно-климатических, социокультурных, экономических и др.), специфики конкретной образовательной организации, профессиональных компетенций и личностных качеств педагога. Предлагае­мая педагогическая модель носит открытый характер, что предполагает воз­можность ее «наполнения», уточнения, расширения, изменения педагогами- практиками.

4. Реализация санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей

в дошкольном образовании

Содержание образовательных программ дошкольного образования реа­лизуется в соответствии с санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопас­ности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утвер­ждены постановлением Главного государственного санитарного врача Россий­ской Федерации от 28 января 2021 г. № 2) и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвер­ждены постановлением Главного государственного санитарного врача Россий­ской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

В соответствии с требованиями к организации образовательного про­цесса, занятия при реализации образовательных программ дошкольного обра­зования должны начинаться не ранее 8.00 и заканчиваться не позднее 17.00 (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).

Продолжительность занятия составляет не более:

- 10 мин. для детей от 1,5 до 3 лет;

- 15 мин. для детей от 3 до 4 лет;

- 20 мин. для детей от 4 до 5 лет;

- 25 мин. для детей от 5 до 6 лет;

- 30 минут для детей от 6 до 7 лет.

Также следует учитывать, что продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста должна быть не бо­лее:

- 20 мин. для детей от 1,5 до 3 лет;

- 30 мин. для детей от 3 до 4 лет;

- 40 мин. для детей от 4 до 5 лет;

- 50 или 75 мин. (при организации 1 занятия после дневного сна) для де­тей от 5 до 6 лет;

- 90 минут для детей от 6 до 7 лет.

Продолжительность перерывов между занятиями должна составлять не менее 10 мин.

Продолжительность использования ЭСО при работе с детьми 5-7 лет со­ставляет не более 5 мин. (интерактивная панель) и 7 мин. (интерактивная доска). При этом суммарно в день допускается не более 10 и 20 мин. соответ­ственно. Персональный компьютер, ноутбук, планшет могут быть использо­ваны в работе с детьми 6-7 лет (таблица 6.8 СанПиН 1.2.3685-21). Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся (п. 2.10.2 СП 2.4.3648-20).

Количество детей в группах дошкольной организации определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 м. на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м. на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 дет должна составлять не менее 1,8 м. на ре­бенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2,0 м. на ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м.

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоро­вья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдель­ных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образователь­ную деятельность (п. 3.1.1 СП 2.4.3648-20).

5. Рекомендации по организации образовательной деятельности с детьми раннего возраста (до 3-х лет)

В соответствии с ФГОС ДО специфика раннего детства и возрастные осо­бенности образования детей от двух месяцев до трех лет (необязательность первого уровня образования в Российской Федерации, большой диапазон вари­антов развития детей этого возраста, гибкость и пластичность развития каж­дого конкретного ребенка и др.) делают неправомерными требования безуслов­ного достижения ребенком младенческого и раннего возраста конкретных об­разовательных результатов. Поэтому результаты освоения Программы форму­лируются в виде целевых ориентиров образования и представляют собой воз­растные характеристики возможных достижений ребенка к концу раннего дет­ства.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста включает:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организа­ции различных видов детской деятельности;

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных про­цессов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной про­граммы ДО (п. 24.1 ФОП ДО).

Содержание образовательных областей при работе с детьми раннего воз­раста может реализовываться в различных видах деятельности: ... предмет­ная деятельность (орудийно-предметные действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-прак­тическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятель­ность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвиж­ные игры); игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидак­тическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и пони­мание стихов, активная речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного материала; са­мообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подме­тает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения) ...

(п. 2.7 ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО, педагог может использовать различные формы реализации Федеральной программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей.

Предметная деятельность является основой познавательно-исследова­тельской деятельности и создает условия для возникновения игровой деятель­ности. Она направлена на овладение предметно-орудийными действиями, усвоение свойств предметов (величина, форма, цвет, движение и другие), про­странственных отношений (далеко, близко), части и целого и другие. Ребенок овладевает предметно-орудийными действиями при помощи взрослого, выпол­няя манипулятивные действия с предметами.

Экспериментирование в раннем возрасте организуется с материалами и веществами (песок, вода, тесто); в дошкольном - развивается активная позна­вательно-исследовательская деятельность и экспериментирование.

В раннем возрасте развитие ребенка осуществляется в процессе ситуа­тивно-делового общения со взрослым и эмоционально-практического со сверстниками, которое реализуется под руководством взрослого.

Игровая деятельность возникает в конце раннего возраста в форме отобразительной, сюжетно-отобразительной игры, игры с дидактическими игруш­ками. Педагог мотивирует ребенка к воспроизведению отдельных простых со­бытий повседневной жизни с помощью предметов-заместителей (кубиков, па­лочек, лоскутов ткани, коробок разного размера и других безопасных и мно­гофункциональных предметов). В дошкольном возрасте организуются разные

виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские, строительно­-конструктивные, дидактические, подвижные. Игровая деятельность меняется на протяжении дошкольного детства.

С возрастом усложняются сюжет и содержание игры, способы ее постро­ения (от цепочки условных действий с предметами игра переходит к передаче цепочки специфических ролевых взаимодействий, а затем к последовательным разнообразным событиям); формы организации (от индивидуальных игр - к иг­рам рядом и совместной деятельности); продолжительность игры (от несколь­ких минут до нескольких дней); состав играющих детей (от двух до пяти-семи детей). Именно эти изменения следует учитывать педагогу, определяя способы организации игровой деятельности.

Речевая деятельность изменяется в соответствии с возрастом ребенка: в младенческом возрасте он осваивает слушание и понимание речи взрослого, гуление, лепет и первые слова; в раннем возрасте формируется понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, развивается активная речь; в до­школьном возрасте - слушание речи взрослого и сверстников, развивается ак­тивная диалогическая и монологическая речь.

В раннем возрасте организуется изобразительная деятельность (рисова­ние, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного матери­ала; в дошкольном - рисование, лепка, аппликация и конструирование из раз­ных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка.

Элементарная трудовая деятельность в раннем возрасте организуется в форме самообслуживания, выполнения детьми простых трудовых действий (ребенок убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и дру­гое). В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми видами труда: самооб­служиванием, хозяйственно-бытовым, в природе, ручным.

В музыкальной деятельности ребенок раннего возраста осваивает слуша­ние музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения.

В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность. Она спо­собствует развитию познавательных процессов (восприятия, мышления, па­мяти и других), активному освоению языка, нового отношения к миру предме­тов. Под влиянием предметной деятельности развиваются общение, игра, сю­жетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание и дру­гое. Важная роль в овладении предметной деятельностью принадлежит дело­вому общению.

Для поддержки всех видов детской деятельности в разные возрастные пе­риоды дошкольного детства можно рекомендовать педагогу:

наблюдать за деятельностью детей для выявления круга их интересов и потребностей с целью адресного выбора вида и формы организации деятель­ности, ее содержания и способов реализации;

расширять свои представления и представления родителей детей об особенностях, возможностях и развивающем потенциале разных видов детской деятельности;

поддерживать самостоятельную детскую деятельность через организа­цию развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в усло­виях ДОО и давать рекомендации родителям детей по ее организации в домаш­них условиях.

Следует отметить, что планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ре­бёнка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО. Обозначенные в ФОП ДО возрастные ориентиры «к одному году», «к трем го­дам» и так далее имеют условный характер, что предполагает широкий воз­растной диапазон для достижения ребёнком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом пси­хического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики разви­тия раньше или позже заданных возрастных ориентиров.

Степень выраженности возрастных характеристик возможных достиже­ний может различаться у детей одного возраста по причине высокой индиви­дуализации их психического развития и разных стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не должны быть конста­тированы как трудности ребёнка в освоении образовательной программы ДОО и не подразумевают его включения в соответствующую целевую группу.

6. Рекомендации по формированию финансовой грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО

Формирование финансовой грамотности регламентировано новой Стра­тегией повышения финансовой грамотности и формирования финансовой куль­туры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ в октябре прошлого года (от 24 октября 2023 г. № 2958-р).

Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финан­совой культуры до 2030 года определяет приоритеты, цели, задачи и инстру­менты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления си­стемы финансового образования и просвещения, обеспечения прав и интересов потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан.

В рамках реализации Стратегии ставится задача перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, ко­торая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, опреде­ляет качество использования гражданами финансовой грамотности.

Дошкольник, так или иначе, оказывается вовлеченным в экономическую жизнь семьи: ходит с родителями в магазины, сталкивается с рекламой, пони­мает, что родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и оплачивать услуги. Основной задачей в области формирования предпосылок финансовой грамотности является экономическая социализация личности дошкольника, ко­торая закладывает основы базисных качеств экономической деятельности

людей, выражающиеся в понятиях: «трудолюбие», «бережливость», «эконом­ность», «рациональность», «деловитость». Задача педагога ДОО - способство­вать формированию элементарных понятий в области финансовой грамотности в максимально доступной и увлекательной для детей форме.

Успех формирования финансовой грамотности у детей дошкольного воз­раста во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

В практической работе педагога ДОО по формированию предпосылок финансовой грамотности целесообразно использовать интерактивные мини­спектакли, в процессе подготовки которых происходит обучение через знаком­ство с увлекательными историями и забавными сказочными персонажами, так же, как и дети, изучающими окружающий мир. Веселые постановки учат рас­суждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать творческие способности, активизируют познавательные процессы (память, наблюдатель­ность, внимание, мышление, речь), вырабатывают дисциплинированность, усидчивость. Погружаясь в сказку, отвечая на вопросы, ребенок легко усваи­вает основные математические понятия и получает знания, которые выступают предпосылками формирования его финансовой культуры.

В целях формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать в практической работе пе­дагога ДОО материалы издательства «Просвещение-Союз» из серии «Лидер детства». Так, Рабочая программа с методическими рекомендациями для педа­гогов «Финансовая грамотность» (авторы: Марина Кинеева и Вероника Ку­зина) поможет педагогам организовать знакомство детей с экономикой и фи­нансами, а также заинтересует родителей воспитанников.

В пособии для детей 5 -7 лет «Финансовая грамотность» (авторы: Марина Кинеева и Вероника Кузина) представлены занятия в увлекательной форме, ко­торые направлены на развитие у дошкольников правильных финансовых при­вычек и осознанного отношения к деньгам, а также методические материалы по ознакомлению с профессией предпринимателя и подготовке дошкольником своего первого предпринимательского проекта, что и формирует предпосылки финансовой грамотности дошкольников.

Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ фи­нансовой грамотности возможна только в том случае, если к этому процессу активно приобщаются родители.

Следовательно, при включении экономического воспитания в образова­тельную деятельность каждый педагогический коллектив должен предусмат­ривать финансовое просвещение родителей, обеспечение их необходимыми материалами, которые родители могут использовать вне ДОО, чтобы поддер­живать интерес ребенка к темам, которые изучаются в ДОО.

.

 

Рекомендуемая литература и Интернет-ресурсы Нормативные документы

Периодические издания

1. Абашина В.В., Урбанова Е.С. Внутренняя система оценки качества об­разования в ДОО: критерии эффективности / В.В. Абашина, Е.С. Урбанова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2021. №1. С.16-24.

2. Козлова С.А. Педагогика предметной деятельности детей раннего и до­школьного возраста / С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2020. № 2. С. 4-9.

3. Кочетова Т.В. Современные технологии в работе с детьми раннего воз­раста / Т.В. Кочетова, С.В. Павлюкова // Инновационные подходы в современ­ной науке: сборник статей по материалам LXXX международной научно-прак­тической конференции, Москва, 20 октября 2020 года. - М.: Общество с огра­ниченной ответственностью «Интернаука», 2020. С. 22-27.

4. Ушакова О.С. Научные основы воспитания дошкольника: традиции и перспективы / О.С. Ушакова // Воспитательная работа в образовательной орга­низации: состояние, проблемы, перспективы развития: сборник научных тру­дов всероссийской научно-практической конференции с международным уча­стием, Москва, 25-26 ноября 2020 года. М.: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. С. 35-40.

Электронные обучающие материалы

1. Методические рекомендации по реализации федеральной образова­тельной программы дошкольного образования. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/download/ 5633/.

2. Диагностическая карта соответствия основной образовательной про­

граммы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе. - URL:

https://docs.edu. gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31 a077fd2a6e226/download/ 5634/.

3. Медиапрезентация «Федеральная основная образовательная про­грамма дошкольного образования». - URL:

https://docs.edu. gov.ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31 a077fd2a6e226/download/ 5657.

4. Практическое руководство «Воспитателю о воспитании». - URL: https: //xn-- 80adrabb4ae gksdibafkQu. xn--p1 ai/pro grammy-vospitaniya/programmy- vospitaniva-doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelvu-o-vospitanii.

5. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных обра­зовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-13022Q23-n-tv- 41303-o-napravlenii.

Интернет-ресурсы

1. Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. - URL: https://edu.gov.ru/. - Текст: электронный.

2. КиберЛенинка: научная электронная библиотека: сайт. - URL: https://cvberleninka.ru. - Текст: электронный.

3. Консультант Плюс: справочная правовая система: сайт. - URL: http://www.consultant.ru. - Текст: электронный.

4. Педагогическая библиотека: сайт. - URL: http://www.pedlib.ru. - Текст: электронный.

5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов: официальный сайт. - URL: https://fgos.ru/. - Текст: электронный.

7. Электронная библиотека: научная педагогическая электронная биб­лиотека: сайт / Библиотека им. К.Д. Ушинского РАО. - URL: http://elib.gnpbu.ru/. - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. - Текст: электронный.

8. Электронная библиотека: сайт / Российская государственная библио­тека. URL : https://www.rsl.ru/ Режим доступа : для зарегистрированных чита­телей РГБ. - Текст: электронный.

9. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - URL: http://elibrary.ru - Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. - Текст: электронный.

2 ноября 2024 в 21:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.